Мошенничество на рынке металлопроката явление отнюдь не новое, но в последнее время оно приобрело огромные масштабы. Количество обманутых участников рынка растет каждый день. Количество мошеннических схем увеличилось в разы, и они становятся более изощренными.
От мошенников страдают все без исключения участники рынка, и потребители, и поставщики металлопродукции.
Многие компании, которым поставляется металлопрокат в больших объемах, так или иначе, пострадали от действий мошенников. Большинство из них, потребляют металлопрокат на постоянной основе и хорошо ориентируются на рынке.
Так что же говорить о компаниях или частных лицах, которые приобретают металл изредка или делают это впервые? Можно уверенно предположить, что масштаб бедствия, там еще больше. Данная картина не может не беспокоить поставщиков, которые честно делает свое дело. Аферисты подрывают финансовое состояние потребителей и их доверие к добросовестным поставщикам металлопродукции.
Причины роста мошенничества на рынке металлопроката
Что же приводит покупателей к мошенникам? Можно выделить три основные причины:
- Первая причина, это отсутствие товара в моменте у известных покупателю поставщиков, и находится новый поставщик, который обещает продукцию, да еще по отличной цене. Так же часто бывает, что необходимо приобретать продукцию впервые и покупатель вынужден выходить на новый, незнакомый рынок.
- Вторая причина, это высокая срочность, т.е. когда товар требуется уже «вчера». Добросовестный поставщик предлагает реальные сроки, например, прокатать металл в начале следующего месяца. Но мошенники-то обещают уже завтра, причем с утра.
- Третья причина стара, как мир - это желание получить самую низкую цену, не взирая ни на какие другие факторы. И хотя каждый знает пословицу про бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке, многие покупатели забывают об этом и мошенники заманивают в ловушку, предлалагая цены существенно ниже рыночных. Как правило, эта причина является ключевой. Настоятельно рекомендуем, составлять ценовое поле по товару, который вы планируете приобрести и если цена у какого-то поставщика сильно отличается от средних значений - это повод насторожиться.
Предложение очень низкой цены, дефицитного товара, коротких сроков поставки или тем более всех этих преимуществ вместе, заставляют, порой, забыть о бдительности и совершать действия, которые приводят к потере денег.
Важно подходить к выбору партнеров вдумчиво и комплексно. И не забывать о том, что у любого продукта и услуги есть себестоимость и нормальная цена, снижение которых, в лучшем случае ведет к снижению их качества, а в худшем может служить признаком мошеннической схемы.
Нормальная и аномальная сделка по покупке металла
Сделка с добросовестным поставщиком.
Потребитель, находит контактные данные потенциального поставщика (это может быть поиск в интернете, через печатное издание, билборд на трассе, реклама на радио или телевидении, через знакомых). Далее связывается с ним, уточняет всю необходимую информацию о металлопрокате: наличие, количество, качество, технические характеристики, цену. Если полученная информация его устраивает, стороны согласовывают способ оплаты металла и способ отгрузки продукции, это может быть доставка или самовывоз товара со склада.
За этим следует получение счета на оплату, который приходит по факсу или электронной почте. Клиент оплачивает счет безналичным платежом. На рынке металлопроката, выражаясь модным словом, чеки (сумма счета) не маленькие и могут исчисляться, как десятками тысяч, так и миллионами рублей. Поэтому, в связи с законодательными нормами, ограничивающими наличный оборот и удобством в расчетах для сторон, превалируют безналичные оплаты. После поступления денег, стороны связываются и довариваются о времени и месте получения товара. В назначенное время потребитель получает оплаченную продукцию. Все довольны.
Сделка с мошенниками.
В случае если потребитель столкнулся с мошенниками, начало сделки - звонок, согласование, оплата похожи, а вот завершение сделки не столь радостно, как в первом случае.
После того, как мошенники получили деньги, может быть несколько вариантов развития событий. В большинстве случаев они еще несколько раз выходят на связь, обещая привезти товар в определенное время, в случае если договаривались о доставке или для отправки схемы проезда к складу. В указанное время, металл заказчику не доставляется и мошенники различными способами тянут время, рассказывая, что сломалась машина, на складе внезапная инвентаризация и так далее, то есть под любыми предлогами тянут время, обещая, что товар будет вот-вот. Через какое-то непродолжительное время, они перестают выходить на связь - не отвечают на звонки или блокируют контактный номер телефона.
Реже мошенники разыгрывают многоходовую партию. Видя что, клиент осторожничает и заказывает небольшое количество продукции и понимая при этом, что у данного клиента объемы закупки металлопроката намного больше, мошенники вступают в тонкую игру. Осуществляют 1-2 поставки, по оговоренным условиям (как и в большинстве подобных случаев, клиент очень радуется небывало низкой цене) и таким образом завоевывают доверие клиента. После этого, заключают сделку на более крупную сумму, и получив деньги исчезают, так и не осуществив поставку.
Незаконно полученные деньги обналичиваются или перегоняются на другие фирмы.
Для таких схем всегда используются фирмы-однодневки и контактные телефоны, зарегистрированные на подставных лиц, по утерянным паспортам. Адрес офиса и склада указанный на сайте является вымышленным и естественно данная компания по нему никогда не располагалась. То есть выйти на след злоумышленников с помощью контактных данных крайне сложно и вероятность их найти стремиться к нулю.
Где и как мошенники расставляют свои ловушки
Существуют несколько разновидностей схем мошенничества, от незамысловатых вариантов, до весьма изощренных, которые отличаются друг от друга по форме, но суть их сводится к одному - присвоить деньги заказчика.
- Печатные издания.
- Доски и порталы с рекламными объявлениями в интернете.
- "Корпоративные сайты" мошенников.
- Создание сайтов-двойников добросовестных поставщиков.
- Поставщики-"мошенники" приходят сами.
- Мошенники имеют офис и нескрываются.
- Мошенников посоветовали.
- Двойная игра. Мошенник в образе клиента и поставщика.
- Мошенники устраиваются к Вам на работу.
Что делать если Вы стали жертвой мошенников
Как вы уже, наверное, поняли – это очень сложный случай. Тут мы можем только посоветовать обратиться в правоохранительные органы. Написать заявление в полицию, подать иск в арбитражный суд и т.д. При возможности, провести параллельное расследование своими силами. Действенные ли это методы? Нет, не действенные. Как минимум, все они занимают длительное время, а оно всегда критично в подобных ситуациях. Так нужно ли тогда обращаться в правоохранительные органы, раз эффективность низкая? Нужно обязательно! Даже если есть небольшая надежда, необходимо ее использовать. Злоумышленников могут и не поймать по вашему заявлению, но впоследствии, оно может стать эпизодом в общем деле и внесет свой вклад в восстановление справедливости.Отказываясь от обращения в правоохранительные органы, люди облегчают жизнь мошенникам. У них появляется чувство вседозволенности и безнаказанности, и они продолжают заниматься своими незаконными делами.
Самым лучшим вариантом будет принять меры, для того что бы, не попасть в ловушки мошенников, чем потом тратить огромные усилия на их поимку и попытки возместить причиненный ущерб.
Как защититься от мошенников
Становится понятно, что привлечь к ответственности злоумышленников очень сложно, вернуть деньги – практически невозможно. Все это требует титанических усилий при минимальной вероятности успеха. Так что же делать?!
Лучше предпринять меры для того, чтобы уберечься от таких неприятных ситуаций. Эти усилия несоизмеримы с теми, которые приходится прикладывать, если люди попадают в ловушки мошенников.Мы рекомендуем критически и разносторонне рассматривать все сделки по приобретению товаров и услуг. Проводить закупки в спокойной обстановке, без цейтнотов. Составляйте ценовое поле по товару или услуге, которую Вы планируете приобрести и если цена у какого-то поставщика сильно отличается от средних значений - это повод серьезно насторожиться. Внимательно и ответственно подходите к выбору поставщиков и партнеров.
Перечень способов проверки и методик оценки надежности поставщиков достаточно широкий. Ими можно пользоваться в комплексе или выборочно. Вот некоторые из них:
- Оценивайте интернет-сайт потенциального поставщика.
- Оценивайте квалификацию сотрудников поставщика при первом контакте.
- Изучайте регистрационные, уставные и бухгалтерские документы юридического лица поставщика.
- Знакомьтесь с арбитражной историей потенциальных партнеров.
- Встречайтесь с руководством потенциального поставщика на их территории.
- Осматривайте товар или производство перед заключением сделки.
- Просите поставщика предоставить рекомендации.
- Читайте отзывы о поставщике в интернете.